Новости

Я должна ждать…

История из дневника психолога. Написано со слов мамы ребенка, мальчика Адама, 11 лет, инвалид.

Я должна ждать… Если я хочу, чтобы он все сделал самостоятельно, я должна ждать. Несмотря на недовольство родственников мужа, собственных детей, я должна ждать.

Я стараюсь записывать любые достижения, успехи моего сына, чтобы рассказать о них врачам, психологу и логопеду. Я вижу, они не верят, что будут результаты от лечения, коррекционных занятий, но мои наблюдения говорят об обратном. Например, я отметила следующее:

  • Он самостоятельно кушает, не аккуратно, долго, но самостоятельно. Это мы смогли достичь к 11 годам. Он сам счастлив от того, что ест самостоятельно. Он не говорит об этом, но я чувствую, что он доволен. Просто нам для этой процедуры нужно больше времени, почти целый час;
  • надевает и снимает пижаму, складывает ее. Самостоятельно может надеть свободные вещи, если есть замки, пуговицы, иногда не хватает сил в руках завершить действие, быстро устает;
  • смогли выучить все буквы только к 11 годам, но, к сожалению, не читает даже по слогам, не считает, не пишет, плохо, слабо говорит. Но при этом он не глупый, даже очень мудрый, смышленый. Например, однажды он увидел маленькую деталь в руках младшего годовалого брата, попытался забрать, но не смог раскрыть его ладошку. Он смог лишь придавить руку ребенка, от чего тот закричал. Мы бросились в комнату на рев ребенка. Сначала не поняли в чем дело, начали ругать Адама. А он, со слезами в глазах, пытается нам что-то сказать и показать. Наконец мы заметили в ладони ребенка зажатую маленькую деталь от «Лего». Смог же Адам догадаться, что маленькую деталь ребенок мог проглотить?! Тем более такой прецендент уже был.
  • Второй раз, он увидел, как маленький брат карабкается по лестнице наверх. Бабушка заснула, и не увидела, что ребенок выполз из комнаты в коридор и полез по лестнице на мансарду. Лестница без перил. Адам начал издавать звуки, плакать, уронил стул, сделал все, чтобы создать шум и кто-нибудь на него отреагировал.
  • Учится плохо. Учитель делает все, но не получается. По словам учителя у него память плохая. При этом он хорошо запомнил правила дорожного движения, цвета и значение светофора, всегда следит за ним, и пытается нам сказать, показать, когда можно идти. Знает куда и где нужно сложить продукты, вещи, которые имеет постоянное место хранения.
  • Удивительно как он ищет то, что ему нужно в телефоне. У него любимые песни и музыка на канале YouTube. Он запомнил, как находить их, где хранить. Хотя мне объясняют, что это нейросети так работают, учитывают, как долго вы смотрели видео и насколько оно понравилось, но все равно удивительно.
  • Пусть говорят, что игры на телефоне плохо, но научился подчинять себе руки и проходить игры. Например, этапы в игре, когда герой должен был перепрыгивать через препятствия, он не мог пройти. Пытался заручиться помощью от меня, папы, старшей сестры. Все отказывали. В течение месяца он заставил пальцы подчиниться себе и пройти игру. Джойстик игровой приставки подчинил рукам за два месяца. Он очень уставал при этом, и сам это осознавал. Ложился на диван, ждал пока наберется сил. И опять старался приручить джойстик.
  • Осознание, что не хватает сил, у него очень обостренное. Например, он сильно хотел подниматься самостоятельно на мансарду, но так лестница пока без перил, круговая, я постаралась ему объяснить, что это опасно для него, так как он не может контролировать свое тело во время движения без опоры. Тогда он начал ползком подниматься по лестнице. Сначала он поднимался на несколько ступенек, потом спускался обратно. Я не сразу поняла, что это определенная тактика: он учится не только наверх подниматься, но и старается предусмотреть как он будет спускаться. У него был горький опыт, когда он куда-то залез, а потом не смог спуститься. Каждый день он поднимался по лестнице ползком выше и выше. Замирал и отдыхал на ступеньке, когда терял силы. Я плакала, следя за его действиями, и радовалась вместе с ним, когда он смог подняться и спустится с мансарды.
  • Наша мансарда используется для хранения сезонных вещей, инструментов и других предметов. Однажды, мы получили сразу памперсы за несколько месяцев, поэтому решили часть из них поднять наверх (опять на ту же мансарду). Поручила старшему ребёнку отнести памперсы наверх, но он убежал в школу и забыл. Адам попытался самостоятельно поднять пачки наверх. Я сразу отговорила его, удержать пакет в руках ему сложно, если он поднимается ползком. И представьте мое удивление, когда он спустил с верха веревку, спустил ее вниз, сам спустился, привязал веревку к ручке памперсов, поднялся обратно наверх, и поднял памперсы, потягивая веревку. Я не знаю где он видел, как делать тягач, но он сделал это.

Я наблюдаю за своим мальчиком, записываю все, что удивило в поведении, эмоциях, отношении. Может эта информация найти новый подход к развитию и обучению моего мальчика?!

Адам стал участником проекта «Опора. Центр развития и поддержки семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью».

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Обратно к списку

Похожие записи