Чем больше мы работаем с волонтерами, тем больше понимаем, что у нас выделяются два типа добровольцев: одни событийные волонтеры, которые помогают для мероприятий, например, выездов с детьми с ОВЗ. А вторая группа волонтеров, которые участвуют в работе «Передышки». Мы их назвали «нарративными» волонтерами. Почему нарративные? Потому что здесь в их деятельности больше содержания, истории общения с одним взятым ребенком. Быть нарративным волонтером нелегко. Тут дело даже не знаниях и опыте взаимодействия с особенными детьми. Это больше о безусловной любви, не зависящей от зависит от отношения и поступков особенного ребенка (иногда они могут ударить тебя без причин) Это больше о конгруэнтности человека, когда его внутреннее содержание (принципы, установки, чувства) соответствуют его внешнему проявлению в поступках, действиях, словах. Дети это чувствуют, как бы мистически это не звучало. И это больше об эмпатии – распознавать, откликаться на чувства другого человека, но при этом и понимать причины того или иного поведения.
Например, оставили девочку 9 лет (синдром Дауна, тяжелые нарушения речи) в «Передышке». Прошло два часа, и ребенок, который вначале был таким активным, общительным, вдруг застыл, прямо как статуя, и не шевелясь сидит на стуле, сложив руки. Никак не реагирует на вопросы, не хочет вставать. По внешним признакам мы видим, что с ребенком что-то не так, он бледнеет, глаза на мокром месте. Все, и социальный работник, и волонтеры, руководитель проекта, коррекционные специалисты, пытаются понять, что с ней. До мамы не можем дозвониться. И тут одна из добровольцев, тихо, сначала на родном языке, потом на русском, спрашивает девочку: тебе нужно в туалет? Ребенок кивает. Она отводит ее в туалет. Там вновь ступор у ребенка. Осторожно волонтер спрашивает ее, какая ему еще помощь нужна? Речи у ребенка практически нет, поэтому волонтер просит девочку показать, что она хочет? Наконец волонтер распознает желание ребенка – дверь нужно оставить открытой (потом выясняется, что от этой привычки, сформированной для безопасности в раннем детстве, ребенок никак не может отказаться).
Когда вся ситуация уже завершилась, перезвонила ее мама. Но это уже другая история.
Если после прочтения этой стать вы хотите быть нашим волонтером, пишите на рабочий номер Центра «Доверие» +7 964 067-38-02
Проект «Опора. Центр развития и поддержки семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.