Новости

Трудно попросить о помощи (заметки психолога)

Людям трудно попросить о помощи, даже если она очень нужна. Что удерживает от обращения за помощью? Этот вопрос мы обсудили на прошлой встрече с родителями.

Мы собрали вместе ответы от родителей в группе и индивидуального общения.

Ответы мы классифицировали по критериям:

1.         Страх:

a.         Страх обременять других, беспокоить, быть навязчивым, посягая на чужое время и энергию. Многие мамы признаются, что не хотят беспокоить собственных взрослых, самостоятельных детей, боясь помешать их личной жизни, разрушить их планы.

b.         Страх быть отвергнутым, если откажут, не захотят помочь. Как следствие, отказ может испортить отношения с близкими людьми.

c.         Страх, что с особенным ребёнком произойдет несчастный случай. Один из примеров, когда ребенка оставили под присмотром бабушки, и она, занимаясь своими домашними делами, не заметила, как ребенок убежал. Другой пример, близкие легкомысленно относятся к диете ребенка, несмотря на предупреждение об ограничениях или запрете на некоторые пищевые продукты.

d.         Страх за последствия, которые могут произойти после обращения за помощью. Особенно характерно для случаев, когда родители в разводе, и между ними существуют неразрешенные конфликты. Например, бывший муж манипулирует женой, обещая забрать особенного ребенка или отдать его в круглосуточный интернат, если она с ним не справляется. Или, например, собственная семья (родители или братья, сестры) попрекает женщину, что не оставила при разводе ребенка с отцом или требует, передать ребенка отцу или под присмотр родных мужа, если существует острая необходимость в собственном лечении или для других целей.

2.         Прошлый опыт:

a.         В прошлом был негативный опыт (и не один раз), когда запросы о помощи были проигнорированы или встречены с критикой.

b.         Стереотип, внушение, что просить о помощи — это признак слабости. В опыте мамы нет историй обращения за помощью близким.

c.         Негативный опыт, связанный с завышенные ожиданиями, требованиями у членов близкого окружения по отношению к внешнему виду или поведению особенного ребенка. Пример, недовольство близких девочкой (15 лет) с синдромом Дауна, которая носит лосины вместо юбки, ходит с непокрытой головой. Другой опыт: мальчик 14 лет с УО проявлял интерес к собственным гениталиями, за что был физически наказан в качестве воспитания и предупреждения такого поведения. И это несмотря на то, что в обеих случаях родственники прекрасно осведомлены и наблюдают как мамы вместе с коррекционными специалистами пытаются сформировать у детей базовые функциональные навыки, адаптировать к жизни в обществе. Но, близкие отрицают или не хотят признать факт, что ребенок не может полностью соблюдать культурные традиции, поведение, принятое в обществе, так как его особенности развития, способности создают ограничения, и добиваться от него быть как все – абсурдно.

3.         Нехватка доверия:

a.         Мамы не доверяют близким, так как они не понимают ситуацию, особенности взаимодействия с особенным ребенком, окажут неправильный уход, помощь.

c.         Нежелание обращаться с просьбой, так как не было опыта, когда кто-то из близких самостоятельно, первым изъявлял желание помочь. Отсутствие опыта предложения помощи останавливает маму обращаться за ней.  Например, близкое окружение (муж, мама, папа, братья и сестры) видели, как мама ребенка устает, измождена, часто болеет, сама нуждается в помощи, но никто из него никогда не сделал первый шаг, не предложил ей помощь в присмотре за ребенком, хотя бы на время.

d.         Начать говорить, просить о помощи настолько сложно, что легче отказаться от этого. Существует предубеждение – просить помощь это значит признаваться в своей слабости, хрупкости.

e.         Некоторые мамы считают, что уход за ее особенным ребенком настолько сложный и уникальный процесс, чтобы доверить его кому-нибудь.

И мы обсудили несколько случаев, когда, как крайний вариант, рассматривали возможность, чтобы определить ребенка в специальный интернат на время лечения его мамы или для чего другого. Здесь существует следующие страхи, предубеждения и негативный опыт:

       Отсутствие прозрачности в работе специальных учреждений, отказ в доступе посмотреть условия пребывания особенного ребенка, познакомится с распорядком дня, содержанием работы;

       Негативный опыт пребывания ребенка в специальном учреждении, к ребенку применяли физическую силу. Например, ребенок был приучен пользовать санузлом при открытой двери. Сотрудники расценили такое поведение как проявление невоспитанности, и решили исправить ситуацию, зарывая ребенка в данном помещении на ключ. В результате ребенок прекратил пользоваться санузлом. Мама вынуждена была вновь перейти на использование памперсов.

       Подражание, копирование неправильного или опасного поведения других детей, находящихся в коррекционном учреждении. По словам мам, они были вынуждены отказаться от коррекционной школы из-за того, что у ребенка наблюдалось появление негативных, опасных привычек, действий, не характерных для него.

Что бы сюда добавили от себя?

Публикация в рамках практики «Центр развития и поддержки детей с ОВЗ/инвалидностью и их родителей», реализуемой при поддержке благотворительным фондом «Абсолют-Помощь».

Обратно к списку

Похожие записи