В партнерстве с ГБУ ДПО “Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи” мы были организаторами Круглого стола «Развитие системы комплексной помощи семьям детей с нарушением интеллекта и тяжелыми множественными нарушениями развития на территории Чеченской Республики»
Цель встречи: создание единой системы комплексной помощи семьям детей с нарушением интеллекта (ИН) и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) на территории Чеченской Республики
Участники встречи были представители ГБУ ДПО “Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи”, представители общественных организаций, директора коррекционных школ и реабилитационных центров.
В ходе нашего выступления мы обозначили ключевые проблемы, выявленные в процессе работы с родителями детей с ИН И ТМНР, – так называемые «зоны беспокойства», требующие внимания:
- Получение диагноза ИН и ТМНР стрессовая ситуация. Что делать, как быть? На этот вопрос трудно ответить и специалисту, а для родителя это повод для беспокойства и тревоги длиною в жизнь.
- Позднее обращение родителей с вопросами коррекции, развития и воспитания ребенка с ИН и ТМНР. Позднее обращение связано отсутствию ранней помощи.
- Физическое и эмоциональное истощение родителей, осуществляющие постоянный уход за ребенком с ОВЗ. Депрессия. Отсутствие возможности передоверить ребенка с ОВЗ на время лечения или обращения за помощью.
- Проблемы пубертатного периода? Как решать проблемы изменений в поведении, гормональные колебания, а также побочные эффекты лекарственной терапии, если вреда больше, чем пользы?
- Психолого-педагогическое сопровождение для ребенка? Как его получить? Возможно ли сегодня длительное сопровождение ребенка с ОВЗ или только курсовое?
- Как отличить специалиста от неспециалиста? Проблема только в отсутствии компетентности родителя?
- Не адаптированный ребенок с ИН И ТМНР. Что с ним делать? Кто поможет родителям его обучать, развивать, если и специалисты от него отказываются?
- Не адаптированный ребенок с ОВЗ – это проблема только родителей?
- Дальнейшая судьба ребёнка с особыми потребностями. Что будет после смерти родителей?
Позитивная альтернатива (видение) решения проблем.
- Организация службы ранней помощи для детей с ИН и ТМНР.
- Психолого-педагогическое сопровождение для детей с ИН и ТМНР на всем этапе обучения ребенка.
- Развивать направление по формированию функциональных, бытовых, социальных и профессиональных навыков у детей с ИН и ТМНР.
- С проекцией на будущее, снижая давление и нагрузку на родителей и будущих опекунов детей с ИН и ТМНР, рассмотреть, исследовать развитие альтернативных моделей совместного проживания во взрослой жизни. Как вариант, пилотные варианты могли бы опробовать НКО.
- Разработать механизм взаимодействия государственных и негосударственных учреждений для усиления помощи и поддержки семьям детей с ИН и ТМНР.
- Изучение и анализ существующих программ и проектов по повышению педагогической компетентности родителей. Выработка рекомендаций.
- Семья имеет «маршрутную карту» или четкий алгоритм действий, необходимых предпринимать для развития и обучения ребенка с ОВЗ,
- Доказательные практики с конкретными успешными примерами (до и после)
Мы нашли отклик от участников Круглого стола, которые согласились с нашими видениями ситуации, поделились своими наблюдениями. Завершилась встреча подписанием резолюции и решением выбрать одного представителя от каждого учреждения, которые, совместно, на основе исследования общих интересов, потребностей и ожиданий друг от друга, разработают общую стратегию и план действий.