Одна мама на первичной консультации спросила меня:
“Ну вот объясните… что вы имеете в виду под «социально приемлемым поведением»? Разве мой ребёнок ведёт себя как-то неправильно?”
И я тогда подумала — как важно проговаривать простыми словами то, что для нас, специалистов, звучит привычно.
На самом деле социально приемлемое поведение — это не «будь как все» и не «веди себя как удобно другим».
Это про то, как ребёнок может безопасно, понятно и комфортно быть в мире людей.
Это умение сказать «я хочу» или «мне плохо» — словами, жестами, карточками, а не криком, толчками или слезами.
Это возможность попросить о помощи, подождать, сказать «нет», не убегая и не прячась.
Это шаг к тому, чтобы ребёнка понимали — в семье, на улице, в школе, в магазине.
Понимаете, это не про то, чтобы «перевоспитать». Это про то, чтобы дать ребёнку больше свободы.
Ведь если он умеет сказать «мне страшно», то не надо будет плакать часами.
Если он умеет подойти к другому ребёнку и взять за руку — у него может появиться первый друг.
В нашем проекте мы как раз этим и занимаемся. Помогаем детям с РАС:
— находить другие способы выражать себя,
— строить первые мостики к общению,
— учиться быть в мире с другими и с собой.
И знаете, это невероятно трогательно — видеть, как ребёнок, который раньше только кричал и прятался, вдруг спокойно подходит и говорит: «дай».
Или улыбается, просто потому что его поняли.
Это и есть — первый шаг к принятию, к самостоятельности.
И к настоящей жизни — не в одиночестве, а рядом с другими.
С нами.