Новости

Интервью с Ясминой: опыт волонтерства и роль старшей сестры.

Это интервью мы записали с Ясминой, которая в качестве волонтера неоднократно помогала нам в проведении разных мероприятий с детьми особенными потребностями.
Мы хотели, чтобы Ясмина рассказала не только о своем волонтерском опыте, поделилась эмоциями и предложениями по улучшению, но и наблюдениями с позиции старшей сестры солнечного мальчика Ясина, участник проекта Центра «Доверие».
Ниже приведена обратная связь от Ясмины.
«Мне особенно понравились спортивные мероприятия для детей. В таких активностях дети с особыми потребностями могут не только проявить себя, свой потенциал, но и развиваться физически, так как приходится много двигаться, тренироваться. И, надо отметить, соревнования между собой, переживания за команду, демонстрация возможностей на глазах у родителей и зрителей наполняют участников и наблюдателей положительными эмоциями.
Я думаю, что нам нужно больше верить в способности детей с особенными потребностями и давать им возможность самостоятельно выполнять действия, которые от них ожидаются. Например, мы показали, как и что нужно сделать, а потом необходимо терпеливо ждать, пока они сами пробуют это сделать. Даже если это займет больше времени чем запланировано, важно, чтобы они почувствовали, что могут справиться с задачей.
Приведу пример как Ясин научился сам включать на телевизоре канал YouTube. Все время кто-то из членов семьи, чаще я, должен был сделать это за него. Тогда я сделала следующее: я ему показала, как нужно управлять пультом, потом он сделал самостоятельно, но под моим руководством. Я лишь давала подсказки, не показывая прямо. И так несколько раз, и теперь он самостоятельно может включить любой нужный ему канал. Конечно, освоить работу с пультом — это легкое дело. Однако теперь он умеет не только управлять им, но и мыть посуду, аккуратно складывать её и даже относить свои вещи на стирку, умело раскладывая их в барабан. Все это способствует расширению его навыков самообслуживания. Естественно, есть некоторые ограничения – например, мы не учим его пользоваться газовой плитой и не допускаем к этому
Оценивая его уровень самостоятельности по 10-балльной шкале, где 1 – самый низкий, а 10 – самый высокий, Ясин в принципе может достичь 9-ки в умении заботиться о себе. Конечно, есть вероятность того, что в некоторых случаях он будет нуждаться в наблюдателе или помощнике рядом с собой. Ведь ему всего лишь 12 лет, и всё очень индивидуально – будущее покажет, насколько он сможет развить свою независимость, оставаясь в окружении поддержки.
Я стараюсь развивать в нем самостоятельность, чтобы никто в будущем не смог с ним плохо обращаться. Чтобы окружающие знали, с ним можно обращаться на равных. Я даже иногда, когда мне говорят, типа, у тебя брат с синдромом Дауна, отвечаю, нет, с чего вы решили? У него просто дефект речи. Он всё умеет, он всё понимает. А с дефектом речи многие бывают.
Очень важно, как мы обращаемся с этими детьми! Как разговариваем! Они такие же люди, как и мы, просто они родились с некоторыми нарушениями, но это никак их не делает какими-то волшебными, особенными. В общем, с ними надо общаться так, как мы общаемся с другими людьми. Также рассказывать им что-то о себе, о жизни, проблемах, и спрашивать у них как дела, что нового? Тогда они привыкают к такому общению, и будут стараться рассказывать или выразить свои проблемы, эмоции. Такое общение будет способствовать их самостоятельности, взрослению. Им нужно быть самостоятельными, потому что мы же не знаем, что будет в будущем. Не всегда же родители или близкие бывают рядом.
Также я заметила, что слишком частое «сюсюканье» с ребенком, делает его не только избалованным, но и мешает взрослению, формированию чувства ответственности.
Другое, очень вредное проявление по отношению к ребенку потыкать ему во всём. Ребенок привыкает, думает, что так будет всегда, а потом испытает стресс, гнев, когда это бывает невозможным.
Слишком много сюсюканья, потакания — это для всех детей плохо. Это всегда было плохо. И с обычными, и с теми, у которых нарушения в развитии.
Мне очень нравиться как все специалисты, особенно логопед, работают с Ясином. Он приходит в центр «Доверие» с удовольствием. Только Ясин считает, что ему надо быть самостоятельным только входя в кабинет специалистов. Хорошо если бы его самостоятельность начиналась прямо с порога в центр, и не только. Заходишь – сам раздевайся, выходишь -сам одевайся. Иногда Ясин может оказать сопротивление, если что-то не хочет делать, начинает плакать, кричать. Даже в этом случае ему не нужно потыкать. Я сама научилась ждать, а не бежать к нему со словами типа, ой, успокойся Ясин, что случилось? Я жду, когда он успокоится. Вот он прокричит свои эмоции, его «буря» утихнет, тогда я подхожу, обнимаю, и спрашиваю, что с тобой? Что тебя беспокоит? Я искренне люблю своего брата».
Каждый случай уникален, а переменные, воздействующие на развитие самостоятельности у детей с особенными потребностями, многообразны и сложны. Ясмина демонстрирует, что, подходя к ребенку индивидуально и принимая во внимание его особенности, мы можем помочь ему раскрыть свой потенциал и обрети уверенность в собственных силах. Опыт Ясмины, ее проницательные наблюдения и ценные предложения способны не только сделать наши мероприятия более эффективными, но и предоставить родителям увлекательные и полезные рекомендации по поддержанию самостоятельности у детей с особыми потребностями.
Мы благодарны Ясмине за участие в проекте и надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Публикация в рамках проекта «Опора. Центр развития и поддержки семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Обратно к списку

Похожие записи