Обсуждаем с родителями содержания нового проекта, обращаясь к результатам текущих проектов.
Так, обсуждение коснулось темы взаимоотношений ребенка с особыми потребностями со своими сиблингами. Родители приводили много примеров, что старших детей они обделяют вниманием, и стараются нивелировать их переживания из-за дефицита общения с ними через обращение к их сознанию, например, такими словами «ты же старший, ты все понимаешь, самостоятельно можешь сделать, а твой брат или сестра, они не может». Возможно, старшие дети могут скрывать свои переживания от родителей, но внутри себя все равно испытывают сложности. При этом младшие дети, имеющие старшего брата или сестру с особыми потребностями, чаще всего выражают свое недовольство и протестуют. Для них выезды родителя на реабилитацию, лечение или на коррекционные занятия, кажутся развлечением и отдыхом, что создает у них ощущение привилегированного положения их брата или сестры с особыми потребностями. В результате они ревнуют и завидуют своему брату или сестре с особыми потребностями, что затрудняет понимание и принятие его особенностей и ограничений.
Все подчеркивают, что новые люди, новая обстановка, неформальное общение, которое происходит в процессе участия в проекте – благотворно влияет на детей с особыми потребностями. Например, досуговые мероприятия позволяли детям с особыми потребностями. открыться для себя и для родителей совершенно в новом формате. Вспомнили последнее мероприятие, спортивное. Мало того, что для многих детей с особыми потребностями, страдающих лишним весом это было полезно, но как они пытались запомнить с кем они в команде (по футболкам): красный с красным, синий с синим, желтый с желтым, и педагоги и родители понимали, что для них глубокая мыслительная работа. Эмоциональная вовлеченность в состязание стимулировало детей с особыми потребностями проявлять те качества, поведение, которое не всегда проявляется в самих занятиях. И особенно приятно было видеть их переживания друг за друга словами или хлопками, прыжками «Быстрее, быстрее, давай, давай!».
Отдельно родители отметили, что общение родителей, прежде всего мам, в рамках проекта – это осознание чувства солидарности, понимания друг друга, оказывает благоприятное воздействие на каждую из них, помогая справляться и с психологической нагрузкой, тревогой, и найти верных друзей, готовых выслушать и подержать, когда собственные ресурсы не помогают справиться с какими-то жизненными ситуациями или проблемами.
Публикация в рамках проекта «Опора. Центр развития и поддержки семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.