«Семь раз отмерь, один раз отрежь» — эта пословица берёт своё начало из глубины веков, когда ремесленники и строители использовали ручные инструменты для точного измерения длины материалов и распила. Ошибки могли привести к значительным финансовым потерям. Именно из этой практики и родилось известное выражение, которое актуально не только для ремесла, но и для любой другой деятельности, требующей точности и дисциплины.
Перефразируя её, можно сказать, что она становится особенно важной при выборе образовательного, коррекционного маршрута и других услуг для ребёнка с нарушениями в развитии.
Посмотрите какие вопросы от родителей мы рассматривали в последнее время:
- Родители решили ребенка с нарушениями в развитии перевести на надомное обучение. В этой ситуации важно понять, чем руководствуются родители при выборе этой системы обучения? Какие рекомендации дает ПМПК? Почему родитель хочет перевести ребенка на надомное обучение, если ребенок может учиться по адаптированной программе в школе? Из разговора становится понятно, что родитель обеспокоен издевательствами над ребенком со стороны одноклассников. Однако перевод ребёнка на домашнее обучение только из-за страха — не лучшее решение. Домашнее обучение действительно поможет защитить ребенка от проявлений буллинга, но и ограничивает возможности социального взаимодействия, которые имеют решающее значение для развития. Отсутствие школьного опыта может препятствовать социальному и эмоциональному росту и создать чувство изоляции в более позднем возрасте. Поговорите со школьной администрацией, учителями о проблемах и подумайте, как поддержать ребенка и защитить его права. Поговорите вместе с учителем с другими родителями о важности инклюзивности и сочувствии.
- Родители попали на прием к очень известному эксперту, который после 15 минутного осмотра ребенка с нарушениями в развитии делает вывод, что весь предыдущий образовательный маршрут был выстроенный неправильно, диагноз поставлен неправильно, родители виноваты, что упустили время. Можно ли верить такому специалисту? Маловероятно, что эксперт может точно оценить ситуацию с развитием ребёнка, выявить прошлые ошибки и обвинять родителей всего за 15 минут. Диагностика и понимание расстройств развития требуют комплексной оценки, часто с участием других специалистов. Диагностика и понимание расстройств развития требует комплексной оценки, часто с участием других специалистов. Рекомендации психолога, педиатра, а иногда и специалистов по конкретным расстройствам, все это способствуют полной картине. И обязательно – сбор информации о развитии ребенка, семейной истории и предыдущем образовательном опыте. Расстройства развития часто имеют сложные и многогранные причины, и сосредоточение на вине контрпродуктивно.
Каждый ребенок уникален. К выстраиванию процесса обучения, развития, лечения ребенка нужно терпение для поиска лучшего пути. Не торопиться! Самому трудно принять это решение, привлекайте специалистов, экспертов.
Публикация в рамках проекта «Опора. Центр развития и поддержки семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.