Часто родители обращаются к нашим специалистам вопросами: когда ждать результат? Будет ли результат?
Если ваш ребенок бросается в дом с разбитым коленом, первый вопрос, который задает большинство родителей: «Что случилось?». Когда мы знаем причину проблемы, это часто помогает нам найти решение. Однако, когда мы пытаемся решить проблемы с речью, поведением, невозможно быстро найти решение, как в примере с коленкой.
Даже собрав анамнез ребенка с особыми познавательными потребностями, каждый раз на пути выстраивания образовательного процесса, специалиста педагога ждет неизвестное. С каждым ребенком, одним тем же диагнозом и возрастом, нужно выстраивать индивидуальный маршрут обучения, развития. Порой приготовленный диагностический инструментарий или методический материал, не подходит, и специалист по ходу импровизирует что можно сделать конкретно в этом случае. Например, с Али нужно делать перерывы после трех-пяти минут занятий, иначе он пускает слюни и плюется. Причины такого поведения определили – как он устает, теряет интерес, начинается такая реакция. Психиатр рекомендовал не обращать внимание на стим (поведение самостимулирующего характера, которое проявляется в повторении одних и тех же движений, звуков или действий), чтоб не закрепилось, не заострять внимание на этом. Теперь представьте, каким нужно быть изобретателем, исследователем, чтобы построить обучающий процесс с Али.
Бывают родители с высокими ожиданиями. Например, мама Розы хочет, чтобы ее ребенок заговорил (12 лет, диагноз УО, ДЦП, тремор рук). Но она не довольна началом занятий: «Ох, одно и то же. Мой ребенок лежал в реабилитационном центре, и там они цветами уже занимались. Неужели они все время будут изучать цвета?», – жалуется мне мама, услышав часть диалога логопеда с ее ребёнком с особыми потребностями в обучении. Можем ли мы сделать выводы из части разговора? Конкретно в этом случае, логопед, используя знания цветов, выяснял способность понимать и выполнять инструкции. Заговорит ли Роза? Пока никто не может ответить на этот вопрос: дать утвердительный ответ, назвать сроки. Стоит ли в этом случае родителям расстраиваться, опускать руки? В этом случае специалисты нашли путь к компенсации отсутствия речи: отсутствуют вербальная речь – попробовали обмен информацией с помощью изображений. Изображения сделали в размере 20/20 см, содержали предметы, действия, пиктограммы, цифры, буквы. Так специалисты смогли наладить коммуникацию с Розой, а она, даже при сильном треморе рук и волнении, могла давать обратную связь, отмечая нужную картинку. Такой способ поможет и родителям в дальнейшем понять ребенка, используя изображения. Коррекционные специалисты смогли определить у Розы уровень знаний, используя те же самые картинки. Работа по формированию речи продолжится, однако сегодня мы можем уже радоваться результату – появлению возможности получить обратную связь от ребенка.
Когда ждать результат? Будет ли результат? Кто даст на эти вопросы ответ? Крайне редко для решения проблем требуется несколько занятий. В одних случаях – месяцы работы, а в-других случаях – несколько лет. Помните, все что вы делаете для ребенка – имеет значение! Результат может быть разный, но в любом случае полезный (как в случае с Розой). Например, ребенок научился понимать инструкции, контролировать поведение, появилась активность, развились навыки сотрудничества и другое.
Каких результатов ожидаете вы? И как быстро?
Проект «Опора. Центр развития и поддержки семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.